Эйдетика (1 часть). Особый вид памяти
Образная память. Эйдетика
Условием нашей успешности в жизни, да, пожалуй, и самым главным обстоятельством — является способность иметь отличную память.
Чтобы, память нас не только не подводила, но запоминала и удерживала солидные объёмы информации — необходимо регулярно тренировать свой мозг на долговременное запоминание.
Виды памяти. Особый вид — эйдетическая память
Существует несколько видов памяти. И все они, что интересно, напрямую связаны с нашими органами чувств.
Зрение дает нам возможность запоминать увиденное. Всё услышанное, заставляет работать слуховую память. То же самое происходит, когда мы пробуем что-то на вкус, улавливаем запахи или что-то трогаем, ощупываем (осязаем).
Возникающее возбуждение от увиденного, услышанного и так далее, по рецепторам поступает в определённый отдел коры головного мозга и остается там на краткое или долгое время.
Получается, что у человека пять видов памяти? …Но не тут-то было.
Существует ещё один, особый, вид памяти. И называется он образной памятью. По другому эйдетической. Её называют еще фотографической памятью.
Это очень редкий вид памяти. Те, немногие люди, обладающие эйдетической памятью, могут, не только вспомнить человека, предмет или увиденное явление, но и точно, во всех красках описать и перечислить всё, до мелочей.
Например: цвет глаз человека, одежду, даже особые признаки — тату, шрамы, форму ушей и тому подобное. И всё это, эйдетики могут вспомнить даже через несколько лет. …Не вериться. Но это факт.
Такому своеобразному отклонению в памяти, вряд ли можно научиться, но развивать образную память по методу Эйдетики вполне возможно в любом возрасте.
Эйдетика
Одной из самых эффективных методик по тренировке и развитию памяти является Эйдетика.
Она одинаково полезна как для детей, так и для взрослых.
Мы часто слышим: «Какая у него (или у неё) отличная образная память». Но мало кто знает, что это и есть эйдетическая память. Она является комплексной памятью. Здесь включаются практически все (или почти все) органы чувств.
Ещё в древности было положено начало развитию памяти с помощью определённых образов. Древняя Греция и далее Западная Европа — Сербия, Германия.
У нас в России метод Эйдетики связан с доктором педагогических наук — Матюгиным.
Эйдетический образ, мышление и воображение — это три психических категории, развив которые, человек способен запоминать «море» информации.
То есть, вы начинаете видеть мир и запоминать всё — как яркие образы.
Метод эйдетики даёт возможность запоминания информации быстрее в несколько раз (более 8 раз), чем простая «зубрёжка» материала.
В эйдетике запоминание идёт через «игру» с образами.
Неоднократные эксперименты показывали, что неработающие резервы памяти развиваются быстро, когда в процесс включаются ассоциации и образы.
Простой игровой метод развития памяти
Он гораздо быстрее даёт результат, если к нему мы добавляем яркие образы, какие-то эмоциональные варианты.
Например, мы знакомимся с трудными, неизвестными, новыми словами для нашего сознания.
Берём слово «прескевю» и стараемся, в игровой манере, ассоциировать его с чем-то знакомым нам и ярким для сознания. Вспоминаем имя Прасковья и песню «девушка Прасковья из подмосковья…». Пожалуйста: прескевю — Прасковья. Нам оно запоминается сразу и «падает» в долговременную память. Потому что мы, связали непонятное слово с ярким образом, с именем, которое нам лично нравится. И определённая «бестолковость» связки, здесь даже «на руку». Этим она и запоминается!
Кто-то проведет логическую цепочку выражения «прескевю» со знакомым всем выражением «дежавю» (ощущением того, что здесь вы были уже когда-то или знаете этого человека, хотя с ним не встречались и именно здесь не были никогда).
Прескевю — это всем знакомое состояние, когда вы пытаетесь вспомнить слово, которое знаете уже много лет и никак не вспомните. Оно крутится на языке и вот вот сорвется с губ, но не тут-то было. А потом, вдруг, через какой-то короткий промежуток времени, вы спокойно его вспоминаете.
Так вот, чтобы «входить» в состояние прескевю как можно реже, надо тренировать образную память.
Инструментами эйдетики являются — зрительные ассоциации, логические цепочки и акровербальная (край, слово) техника.
В акровербальную технику, в свою очередь, входят: рифмование, фразы из первых букв, замена цифр предметами, различные связки и зацепки.
Понятно ли мы объясняем? Думаем, что да.
В одной статье не охватишь все способы тренировки и развития памяти по методу эйдетики, но (по крайней мере) мы постараемся дать основу, несколько живых примеров тренировок и желание развивать свою память на более быстрое и долговременное запоминание информации.
Эйдос — образ
В переводе с греческого, эйдос — это образ.
Эйдетика учит нас вспоминать (воспроизводить) явления, предметы, любую другую информацию через ОБРАЗЫ, которые мы себе представляли и ассоциировали с определенным предметом или явлением.
Эйдетическая способность есть у всех детей в возрасте до 7 — 8 лет.Часть психологов утверждают, что до 12 лет у детей преобладает наглядное, образное мышление и восприятие.
Далее, у подростков, образы (эйдосы) переходят в простую логическую память.
В то же время, у взрослых людей, занимающихся активно любым видом творчества, данный вид памяти почти не пропадает.
Развиваем эйдетическую память у взрослых
И так, мы красочно и просто разобрались, что эйдетика развивает умение запоминать информацию с помощью образов.
То есть, каждый «блок» информации, необходимый нам для долговременного запоминания, мы «вкладываем» в определённый рисунок, дату или обстоятельство и, при необходимости, спокойно вспоминаем этот образ, вытаскивая его, с гордым видом «на всеобщее обозрение».
Для развития эйдетической (образной) памяти, самыми простыми в подготовке, но от этого не менее эффективными, способами для взрослых людей являются:
*Прогулки. Запоминаем по ходу все что вас заинтересовало в первую очередь. Далее внимательно изучаем дома, дорожные знаки, маршруты, автомобили, лица людей и т.д. Находясь дома, пытаемся вспомнить всё до мелочей. При необходимости — записываем в тетрадь.
*Воспоминания. Яркие эпизоды жизни пытаемся вспомнить до конца во всех мелочах.
*Изучение объектов. Изучаем приглянувшийся предмет в течении 5 минут (позже, время сокращаем). Закрываем глаза и «воспроизводим» его в нашем сознании. Делаем это на регулярной основе.
*Изучение текстов, статей. Работаем с палиндромами — фразами, читающимися одинаково справа налево и наоборот. Сами составляем палиндромы в уме или записываем. Например, слово «унизили….».
Продолжаем думать и придумали. Унизили….зину — унизили Зину. Читаем наоборот — получаем тоже самое. Не переживайте — таких слов и выражений очень много. Развиваем воображение и память.
*Сны. Вспоминаем сон и пытаемся воспроизвести его, также во всех мелочах.
*Нейробика. Развиваем эйдетическую память с помощью метода нейробики (о данном способе развития памяти мы расскажем во 2 части темы)
*Игра в «друдлы». Это, часто абстрактные, рисунки, картинки с изображением различных форм. Каждая картинка — игра, где вы должны придумать, что изображено, якобы, (по вашему мнению) на картинке.
Функция забывания
Как и функция запоминания, в нашем сознании существует и функция забывания. Она работает всегда и оберегает, по мнению мозга, нашу память от лишнего «мусора».
Получив информацию, мы в течении 3 дней теряем почти 80% услышанного или даже изученного. Помним мы, естественно, всего лишь 20%.
Об этом нам говорит кривая забывания по Эббингаузу (немецкий психолог-экспериментатор).
Мало того, но мы, уже в течении, всего лишь, 20 минут, забываем 40% изученного.
Как работает наш мозг при запоминании
Всем хочется знать как устроена память человека, но единственно верного ответа на эту тему пока нет.
Существует две теории. Одна биохимическая — где, при запоминании в клетках головного мозга «появляются» химические соединения. Распадаются они, когда мы забываем информацию.
Вторая теория — биоэлектрическая. Она говорит, что запоминание идёт с помощью малых биотоков в нервных клетках мозга.
Кстати, функции памяти начинают «гибнуть» потихоньку после 40-летнего возраста.И, наоборот, пик умственного развития памяти приходится на примерный возраст в 20 лет.
Что влияет на скорость развития памяти
Основным критерием падения скорости развития памяти, естественно, является
От этого нам никуда не деться.
Но остальные три пункта, влияющие на качество и особенности нашей памяти, мы можем поддерживать всегда. Это:
Индивидуальные особенности человека — это наши желания и цели, потребности и личные ценности жизни.
Профессия и хобби. По другому, степень нашей активной деятельности.
Генетический код биоритмов. Кто вы? «Жаворонок». Тогда ваша работа на запоминание информации, будет выше утром.
Если же вы «Сова», то заниматься развитием памяти лучше вечером. У «сов» именно в это время начинается самая активная работа мозга.
Но при каких условиях запоминание материала проходит быстрее и с лучшим результатом? Об этом и многом другом по данной теме, читаем далее, во второй части. …(Образная память, 2 часть. Практика развития памяти)
С уважением, Юрий (kokurka.ru), блогер и копирайтер