образная память
Саморазвитие личности

Образная память (2 часть). Способы развития, условия и примеры

Образная память (2 часть)

…Изучая теоретическую и, частично, практическую часть развития образной памяти по методу эйдетики (в 1 части), мы утвердились в мысли, что человек всегда живёт и развивается на основе постоянно получаемых знаний извне.

Образная память способна быстро, в игровой манере, сохранять и, впоследствии, воспроизводить нужную информацию.

Как хорошо и уверенно мы чувствуем себя, когда помним все даты рождения близких людей и друзей, имена и фамилии сотрудников на работе, пароли и пин-коды (да здравствует их надёжность) от карт и телефонов.

Всегда приятно «сходу уложить» в долговременную память, понадобившиеся нам вдруг, конкретные слова, цифры, имена и даже лица людей.

образная память людей

И всё же!…

При каких условиях запоминание проходит с лучшим результатом

1

Быстрее и крепче запоминается информация, где есть личная мотивация.

2

Намного проще идёт запоминание необычной, новой информации, волнующей нас.

3

Хорошо «западает» в память материал, с которым мы работаем и используем в повседневной жизни.

4

Лучше «идёт» запоминание информации, стоящей в начале либо в конце предложения, списка, набора цифр, любого перечисляемого ряда.

5

Эффективно проходит запоминание в том случае, когда полная информация прерывается на определенном отрезке, но мы уже замотивированы. Такое прерывание нам только «на руку».

Образная память

Способы запоминания информации

Самый простой способ запоминания материала — это, конечно, «зубрежка». Но он и самый долгий.

зубрежка материала
Более эффективным способом является метод «проводки» ассоциативной цепочки между предметом запоминания и нашим сравнительным образом (и лучше тем, о котором мы сразу подумали).
При запоминании информации ищем смысловые связи, логику.

Допустим, пытаемся быстро запомнить код товара: 69 41 38. Итог: 69 лет вашей маме, 41 — 1941 год, начало Великой Отечественной войны с гитлеровской Германией и 38 — оказывается, вам столько лет самому. Просто. Теперь этот код будет у вас в памяти «висеть» твёрдо.
Комбинированный метод запоминания. Используем 2 или 3 вида памяти. У нас работают в этом случае — слух, зрение и обоняние. Подключаем образную память и «бинго»! Ваша победа!
Хорошо и легко запоминаются зарифмованные слова. Отличный способ развития памяти.

рифмуем слова для памяти

Живём правильно!

Если вы действительно утвердились в желании развивать память, то, конечно же, есть необходимость в здоровом и правильном образе жизни.

Первым и главным условием будет отказ от вредных привычек курение, алкоголь, неправильное и чрезмерное питание.

Определяющим фактором эффективной работы мозга являлись всегда — активная жизнь и занятия спортом. Например, плаванием или бегом для себя, простой ходьбой.

Ну и, конечно, не даём мозгу «атрофироваться». Регулярно втягиваем себя в интеллектуальные игры — шашки, шахматы, простые карты на запоминание, кроссворды, сканворды, участие в подобных батлах, решение задач, тесты, даже игры в интернете и многое другое.

тренажеры для тренировки образной памяти

Нейробика — первый помощник для развития образного мышления

Заметили, что слово «нейробика» созвучно со словом «аэробика».

Правильно!

нейробика
Читайте также: «Можно ли развить концентрацию внимания?»

Только аэробика помогает нам находиться в отличной физической форме, а нейробика тренирует память — улучшает её. Активизирует работу мысли и ума.

Количество нейронов со временем уменьшается, «отмирает», но можно вполне развивать больше связей между нейронами и такие связи способны заменить нам «выпавшие» нейрончики.

Можно сказать, что аэробика для нейронов — это и есть нейробика.

Нейробика используется как стимулятор при занятиях эйдетикой. Она расслабляет и помогает справиться с серьезными задачами во время тренировок развития памяти.

Мы ставим нетипичные, особенные задачи для мозга с помощью нейробики. Постоянно, изучая что-то новое или по-новому выполняя те же самые задачи, мы расширяем связи между нейронами. Что приводит к развитию памяти и образного мышления.

развиваем образную память
Для любознательных: А почему сонная артерия называется «сонной»?

Пример:

Задействуем простую карточную колоду.

Выбираем три карты, запоминаем и смешиваем в общей колоде. Затем, раскладываем все карты рядами вразнобой и вытаскиваем «свои» карты в той же последовательности, когда вынимали их из колоды.

Затем, каждую неделю увеличиваем количество карт до 5, 7 и так далее — до всей колоды. Естественно в том же порядке, что вы их и выбирали.

Ещё пример:

Используем игру «дворец памяти».

Так называемый — метод Цицерона, так как он первым заговорил о нём.

«Дворцом памяти» может служить ваш дом или квартира. Дом ваших родителей или друзей — то помещение, которое вы отлично знаете и помните в нем всё до мелочей.

Необходимую цифру или слово вы ассоциируете с каким-то предметом или объектом в вашем доме. Естественно мысленно, запоминая образ.

Далее, наступает необходимость информации. Вы «проходите» мысленно маршрут по дому, видите эти предметы и вспоминаете нужные слова, цифры — словом, свои «памятки».

Теперь рассмотрим несколько игр на развитие образной памяти.

образная память по вкусам

Образная память

Эффективные примеры запоминания информации методом Эйдетики

Пример 1.

Запоминаем иностранные слова.

Составляем таблицу из пяти столбиков. Выбираем любое иностранное слово —

Иностр. слово

Перевод

Ассоциатив. ряд

Произношение

1

Little

маленький

Допустим, по схожести звучания: «литл» — «литр». И добавляем — «этого мало, лучше целое ведро»

Литл

Мы ассоциируем произношение и смысл с юмором, но запоминается на «раз» .Не так ли!?

Затем, закрываем первые три столбика — читаем произношение и говорим перевод, вспоминая игру слов.

После этого оставляем открытым только перевод на русский (2 столбец). Вспоминаем иностранное (англ.) слово. Произносим.

В форме игры запоминается очень быстро как у детей, так и у взрослых.

Пример 2.

Запоминаем тексты.

Как лучше это сделать?

-в тексте выделяем главное;

-после прочтения, конспектируем запомнившееся;

пересказываем текст (обязательна грамотная речь);

учимся «перерабатывать» слова в рисунки. Для чего составляем «майн-карту» (нам это выражение не нравится, если честно). Просто рисуем картинки и под каждой картинкой «якорим» определенные слова из текста или выражения. Они обязательно отложатся в памяти.

можно прослушать текст как аудио. Тоже отлично, так как включается слуховая память. Или просто читаем вслух.
Записываем отдельно самую непонятную фразу из текста и изучаем её любым способом по методу Эйдетики.

Пример 3.

Запоминаем слова или цифры.

Допустим нам дан блок слов: лес, утюг, арбуз, бегемот, карета, тропинка, лягушка, спичка, берег, фонарик, акула, цветок.

Первое слово и последнее запомнить можно — остальные вряд ли запомнит добрая половина тестируемых, а то и более. Как же их «вложить» в память по полочкам и не потерять?

Очень просто.

Составляем небольшой рассказ. И пусть он будет смешным и нелепым, но от этого наша память только выиграет и функция запоминания сработает на отлично.

Пишем: Я шёл по лесу с утюгом для мамы и арбузом для нас. Встретил бегемота, запряженного в карету и шедшего по тропинке, на которой справа сидела лягушка на коробке со спичками. Проходя мимо реки, я увидел на берегу, оставленный кем-то фонарик, который светил прямо в воду, где плавала акула около цветка лилии.

Данный способ запоминания очень прост и эффективен.

Интересный факт!

Находящийся в головном мозге — Эпифиз, вырабатывает мелатонин — гормон молодости. Но, данный гормон вырабатывается только — либо, когда мы спим, либо, когда мозг человека, находится под «нагрузкой». Так что, занимаясь «гимнастикой» для мозга, мы продлеваем свою жизнь.

зрительная память

Пример 4.

Учимся запоминать имена.

Ассоциируем имя человека с каким-то знакомым вам человеком или же со знаменитостью — артистом, политиком, мультяшным героем.

Находим в лице отличительные черты — большой нос, маленькие уши, шрамы, родинки, ямочки на лице, прическа и так далее.

Ищем «изюминку», которую привязываем к его имени и к его лицу.

Само имя человека мы перефразируем на игровой лад.

Например: Олег — оберег. Находим в его чертах волевые нотки и связываем с тем, что он оберегает людей. А если у вас есть хороший знакомый по имени Олег, то это уже проще простого. …И так далее.

Пример 5.

Развиваем полушарные связи.

Самое простое: левая рука — ладонь,

правая рука — кулак.

Затем вытягиваем руки вперед таким образом. Подносим руки ближе к себе и хлопаем в ладоши. Далее опять вытягиваем быстро руки, но меняем ладонь и кулак на руках наоборот, чтобы одна рука чередовала после хлопка ладоней, то сжатый кулак, то выпрямленную ладонь.

Также играем, но уже делаем на пальцах рук — корову и козу, фигу и знак большим пальцем вверх «отлично».

Пример 6.

Игра «За одну минуту»

Простая, но эффективная игра, хорошо развивающая образную память.

Играем в паре. Сначала один за одну минуту наговаривает слова существительные — предметы, явления. Только не называет того, что он видит в настоящий момент. То есть, нельзя называть предметы и явления, которые видно и они расположены в поле вашего зрения.

Лучше всего закрыть глаза и «включить» воображение.

Второй человек, с помощью карандаша или ручки, считает сколько слов сказал соперник.

Выигрывает тот, кто больше назовет существительных.

фотографическая память
Расширяем кругозор: «Что мы знаем о традициях православия. Пасха»

Пример 7.

Включаем воображение и находим нестандартное применение для простых обыденных, бытовых вещей, предметов.

Например, столовая ложка. Можно взять две ложки и «играть» ими, стуча под музыку себе по коленям или по столу. Ложкой можно поковырять в ухе. И так далее.

Образное мышление развивает воображение и помогает составлять ассоциативные связки, составлять логические цепочки между запоминаемыми объектами и хорошо знакомыми образами.

слуховая память

Именно в игровом варианте, это способствует быстрому развитию памяти, увеличению объема памяти, долговременному запоминанию.

В начале пути будет трудно, но потом вы сами, не заметив сразу, удивитесь, насколько сильно увеличился объем вашей памяти. Вам это точно понравится.

Можно всегда вернуться к теории развития памяти по методу Эйдетики (1 часть)

С уважением, Юрий (kokurka.ru), блогер и копирайтер.

Рекомендуемая литература:

С. Мидельский — Техника развития памяти: Учеб.-метод. Пособие.

Г. Эббингауз — монография «О памяти»

И. Матюгин — «Школа эйдетики» (1 и 2 части)

Т. Никитина — «Самоучитель по развитию памяти»

Е. Антощук — «Знакомьтесь — ваша память»

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.